Опубликовано: 06.05.2020

Воспоминания выпускников ЯСХТ, на долю которых выпало военное лихолетье. Никто так проникновенно и правдиво не передаст неповторимый дух того времени, наполненного патриотизмом и горечью потерь.

В предвоенном 1940-м поступил учиться в полеводческое отделение Якутского сельскохозяйственного техникума хаптагайский паренек Семен Васильев, а в 1942-м добровольцем ушел на фронт.

«В1940-м после окончания семилетки в родном 1 Хаптагайском наслеге, я поступил учиться в Якутский сельскохозяйственный техникум на полеводческое отделение. Кроме нас, будущих агрономов, в нем обучались также землеустроители, ветеринары и зоотехники. Техникум был расположен в очень красивом месте, напротив нынешнего Дома Арчы. Зеленый луг был как на ладони. Зимой катались на лыжах. Летом устраивали маевки, ходили на луг гулять, а весной первыми во всем городе могли наблюдать ледоход. В 1940 году у техникума еще не было общежития, и нас, сельских ребят, поселили в здании Преображенской церкви. Там было 2 этажа, которые обогревались печами. Помню, что было очень холодно, темно, неуютно и грязно. Потом во дворе техникума построили два деревянных двухэтажных общежития, но жить в них мне пришлось лишь после возвращения из армии.

Из студенческой жизни первокурсника запомнился один эпизод. Практиковались мы тогда на так называемом учхозе – учебном хозяйстве, который располагался на реке Шестаковка.  Однажды один из студентов упражнялся в вождении трактора ХТЗ (Харьковский тракторный завод) – была у нас единица такой техники с железными колесами. Так вот, парень не справился с управлением и, видим, едет к обрыву- того  и гляди,сорвется с него в речку. Аобрвы в том месте был очень высокий. Пока мы, оцепенев от ужаса, наблюдали за происходящим, кто-то из наших преподавателей на ходу вскочил в кабину трактора и остановил машину прямо  на самом краю обрыва.

В 1942 году прошел слух, что тем, кто с 1924 года рождения, уже начали вручать повестки. А у меня к тому времени на Западном фронте уже погиб старший брат. Его звали точно как меня – Семен Еремеевич Васильев. Как только услышал о повестке,тут же решил ехать домой: как же,вдруг заберут,а я не увижусь с родными. В тот же день переправился на пароходе “Кысыл” и к вечеру (пешком,конечно) был уже в Хаптагае. Отец поздно вечером вышел с островов, где косил сено, и тут же побежал просить у кладовщика взаймы кусок масла, а сестра Татьяна (матери у нас не было, отец один троих детей воспитывал) по соседям побежала муку искать. Испекла оладушки. Масло мне в маленький туесок положили. Вот и все мои проводы. Утром рано отец отвез меня на телеге в Бестях. Переправившись через реку, я первым делом отправился в военкомат, который находился тогда на улице Ворошилова (теперь Октябрьская). Там стали искать мою фамилию в списках и не могут найти. Говорят: “Нет тебе никакой повестки, парень”. Тут вошел в комнату какой-то военный и с ходу: “Нет в списках? Ай да молодец, сам пришел. Доброволец!”. Вот таки оставили меня во дворе военкомата ждать отправки на фронт.

Назавтра, когда разрешили выходить в к город,я сбегал до техникума, предупредил ребят, и на рынке встретил знакомого старика из Хаптагая. Попросил его передать отцу, что возможно, отправят на фронт числа 19 августа. И точно, нас построили и отправили именно 19 августа 1942 года. А мой отец,оказывается, приехал накануне в город и просил со мной свидания, да не разрешили ему. Он, бедный, весь день простоял у забора. А утром вывели нас, впереди оркестр, и – строевым шагом марш! По обе стороны улицы народ толпится, кто-то вбегает в строй, обнимает своего сына,кто-то плачет, музыка гремит. И вдруг чувствую, что рядом кто-то и меня за руку хватает. Это отец мой! Ну что, всего несколько метров прошли рядом, прижавшись друг к другу. Мы же быстро идем, строем. И отстал мой папа. Скрыла его от меня толпа. До Даркылаха шагали маршем, и оркестр не умолкал. Посадили нас на пароход “Комсомолец” –огромный, 2-этажный, винтовой, не то что наш “Кысыл”, и поплыли мы навстречу войне.

Вернулся я из армии в апреле 1947 года живой, здоровый. Поступил на третий курс, закончил техникум, стал агрономом”.

В мирное время Семен Еремеевич Васильев работал агрономом-овощеводом, а затем – главным агрономом в колхозе имени Ленина, посвятив этому хозяйству 33 года жизни.

Заслуженный агроном ЯАССР, кавалер Трудового Красного знамении Октябрьской революции С.Е. Васильев гордился тем, что овощеводство в Якутии начало развиваться именно с его хозяйства – совхоза имени Ленина. “Только у нас, — отмечает в своих воспоминаниях Семен Еремеевич, — работали такие специалисты, как лауреат Сталинской премии Михаил Егоров, Герои Социалистического труда Гавриил Самсонов и Екатерина Новгородова и другие знатные, преданные своему делу мастера высоких урожаев. И все эти годы со мной работала на полях жена – Гликерия Ивановна Васильева, которой удавалось получать рекордные урожаи капусты”.

Семен Еремеевич Васильев был одним из первых попечителей Якутского сельскохозяйственного техникума. Он из своей пенсии выделял средства на стипендию и ежегодно вручал ее лучшему студенту-агроному.

Семен Еремеевич всего год не дожил до памятного юбилея – 75-летия Великой Победы в войне, в 2019 году ветеран ушел в боевые ряды своих давно умерших на полях военных сражений однополчан…

Коллектив Якутского сельскохозяйственного техникума помнит и чтит память своего студента, отважного воина Великой Отечественной войны, славного труженика мирного времени…

Никто не забыт, ничто не забыто!

 

(Из кн. “Мы – хозяева Земли”, И. Пантелеева, Н. Гусева.2008 г., стр. 80-82)

 

Пресс-служба Якутского сельскохозяйственного техникума